Структура ЦБ РФ и принципы организации его деятельности

Центральный банк России является главным банком государства. ЦБ РФ – экономически самостоятельное учреждение. Он сам осуществляет свои расходы за счет собственных доходов [5, стр. 13].

ЦБРФ действует на основе Федерального закона ''О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР о Центральном банке РСФСР (Банке России)'', принятом и вступившем в силу 26 апреля 1995 г. ЦБР образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят: центральный аппарат, национальные банки республик как территориальные учреждения и расчетно-кассовые центры.

Принципы организации деятельности ЦБРФ определяются Конституцией РФ и настоящим федеральным законом. Уставный капитал в размере 3 млн. деноминированных рублей является федеральной собственностью. В пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией и федеральными законами, ЦБР независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ.

Укрупненная организационная структура подразделений Банка России имеет следующий схематический вид (см. Приложение 1).

Высшим органом ЦБР является Совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности ЦБР и осуществляющий руководство и управление банком. В Совет директоров входят: председатель и 12 членов Совета директоров. Госдума утверждает также членов Совета директоров на 4 года по представлению председателя ЦБР, согласованному с президентом РФ. Госдума обязывает председателя дважды в год выступать с докладом один раз при представлении годового отчета и второй раз при представлении основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях правительства РФ. Со своей стороны правительство делегирует министра финансов и министра экономики или по их поручению одного из заместителей на заседание Совета директоров ЦБР с правом совещательного голоса.

В целях совершенствования денежно-кредитной системы РФ, при Банке России создан Национальный банковский совет (НБС), состоящий из представителей палат федерального собрания РФ, президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов. Председателем НБС является председатель Банка России. В состав НБС входят по два представителя от палат Федерального собрания РФ, по одному представителю от Президента РФ и Правительства РФ, а также министр финансов и министр экономики. Остальные члены национального банковского совета назначаются Госдумой по представлению председателя Банка России. Численность НБС не превышает 15 человек. Этот орган рассматривает концепцию совершенствования банковской системы РФ, а также проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, дает по ним заключение, участвует в разработке основных принципов организации системы расчетов в РФ. ЦБР не отвечает по обязательствам государства, а государство – по обязательствам ЦБР. Этим лишний раз подчеркивается его независимость от Правительства РФ.

Банк России не вправе предоставлять кредиты правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. ЦБРФ вправе не предоставлять кредиты и на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Центральный банк и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории России. Что касается прибыли ЦБР, то после направления ее в установленном Советом директоров порядке в резервы и фонды оставшаяся часть перечисляется в фонд федерального бюджета (это Положение нарушалось и в 1996, и в 1997 гг., когда правительство требовало от ЦБ перечислять прибыль отчетного года в федеральный бюджет в размере 50% до утверждения годового отчета Банка России Советом директоров).

ЦБР обязан не позднее 15 мая текущего года предоставить Госдуме годовой отчет за прошедший год. До 1 июля Дума рассматривает годовой отчет, не позднее 15 июля он должен быть опубликован. Кроме того, ЦБР обязан предоставлять в конце года проект ''Основных направлений единой денежно-кредитной политики на следующий год''. По этому проводятся слушания в Госдуме; также Центральный банк совместно с правительством регулярно делает заявления ''Об экономической политике на год и среднесрочной стратегии'' [19, стр. 181].

Структура ЦБ РФ и принципы организации его деятельности




Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля