Определение привлекательности рыночных сегментов как необходимый

фактор снижения кредитного риска

В процессе анализа кредитных вложений и ссудной политики КБ ПриватБанка была выявлена проблема несоответствия приоритетов. Основная масса кредитных вложений осуществлялась в сельское хозяйство, которое имело самый большой риск возникновения просроченной задолженности и неуплаты процентов. При этом в 2005 году ему обеспечивалась минимальная процентная ставка по банку. В 2006 году торговля, имевшая значительные кредитные вложения, имела далеко не приоритетную ставку кредитования, притом, что практически не имела неплатежей по кредитам и процентам.

Определить привлекательность того или иного рыночного сегмента следует на основе матрицы "клиенты/услуги", по которой можно рассчитать целый ряд коэффициентов показывающих сравнительную характеристику. Вот некоторые из них, воспользовавшись следующим примером (Y - услуги, K - клиенты)[42]:

Таблица 3.5 - Пример матрицы “ услуги/клиенты”

Услуги (i)

Группы потребителей (j)

Всего

первая

(100 клиентов)

вторая

(200 клиентов)

третья

(50 клиентов)

первого вида

150/70

210/190

70/50

430/310

второго вида

80/50

180/110

90/40

350/200

Всего

230/120

390/300

160/90

780/510

Матрица коэффициентов Aij имеет следующий вид[52]:

; (3.8)

Значение A21 – 0,3478 показывает, что 34,783% услуг, приобретенных клиентом первой потребительской группы за рассматриваемый период, приходится на услуги второго вида. То есть коэффициенты Aij отражают структуру приобретенных услуг различных видов в рамках отдельных групп потребителей.

Матрица коэффициентов Бij примет вид[42]:

; (3.9)

Значение коэффициента Б21 – 0,2286 показывает, что 22,86% услуг второго вида, приобретенных клиентами всех потребительских групп, приходится на первую потребительскую группу. Следовательно, коэффициенты Бij характеризуют структуру распределения отдельных видов приобретенных услуг между различными группами потребителей.

Матрица коэффициентов Bij выглядит следующим образом[42]:

; (3.10)

Значение B21-0,25 свидетельствует о том, что из всех клиентов, пользующихся услугами второго вида, каждый четвертый принадлежит к первой потребительской группе. Таким образом, коэффициенты Bij показывают структуру клиентов, принадлежащих к различным группам потребителей, в рамках используемых ими отдельных видов услуг.

Матрица коэффициентов Гij имеет такой вид[42]:

; (3.11)

где Nj - число клиентов j-й группы

Коэффициент Г21 – 0,8 показывает, что на одного клиента первой потребительской группы приходится приобретение 0,8 услуг второго вида (на 5 клиентов 4 услуги) . Коэффициенты Гij, следовательно, отражают значимость услуг данного вида для клиентов конкретной потребительской группы.
Перейти на страницу: 1 2

Определение привлекательности рыночных сегментов как необходимый
фактор снижения кредитного риска


фактор снижения кредитного риска

Коэффициенты Дij представляются в виде матрицы[44];

; (3.12)

Значение Д21-0,50 говорит о том, что половина клиентов первой группы потребителей пользуется услугами второго вида. Иначе говоря, коэффициенты Дij характеризуют охват соответствующими видами услуг клиентов в рамках определенной потребительской группы.

Матрица коэффициентов Eij приобретает следующий вид[44]:

; (3.13)

Значение коэффициента Е21-1,6 свидетельствует о том, что один клиент первой потребительской группы, пользующийся услугами второго вида, за рассматриваемый период приобретает 1,6 услуги этого вида. Другими словами, коэффициенты Eij отражают активность клиентов отдельных потребительских групп, пользующихся услугами определенного вида, в их приобретении.

Тщательный анализ всех этих коэффициентов в совокупности позволяет получить сравнительную характеристику отдельных сегментов рынка. Однако, разовый расчет коэффициентов не дает полного представления для выявления наиболее привлекательных сегментов. Необходимо оценивать эти коэффициенты в динамике с целью отследить темп роста сбыта услуг, размер риска, доходность и т.д.

Следует обращать внимание на относительность критериев. Наличие высокого уровня сбыта услуг может рассматриваться и как негативный момент в случае отсутствия темпов роста. Поскольку для банка невыгодно направлять туда дополнительные усилия в связи с относительным ростом расходов.
Перейти на страницу: 1 2

Определение привлекательности рыночных сегментов как необходимый
фактор снижения кредитного риска




Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля